«…Когда представители московских компаний приезжают сюда и смотрят… на количество торговых площадей, они испытывают шок. Для них наш город становится настоящей загадкой: нищий, дотационный регион, а по количеству торговых площадей на душу населения мы в лидерах. Показателем успешности города считается 0,5 кв. м торговой площади на человека, а у нас этот показатель доходит до 1 кв. м, однако успешностью Барнаул при этом не блещет.»
(Владимир Токарев, «»У нас все по наитию»)

А ведь они строятся и строятся, эти торговые центры. Изнутри и снаружи склепанные по шаблонам, стянутым из Нерезиновой, наполненные одинаковым китайско-турецким говном, они похожи друг на друга, как одинаковые силиконовые «муклы».

Для кого все это? Неужели есть спрос? Вроде кризис на дворе, все ноют, что денег не платят.

Но я ходил сегодня 4 часа по «Европе» и удивлялся — реки народа! Правда, до ужаса несимпатичная публика. Не вся, конечно. Но в большинстве: какие-то скучные тупопёздные телки с лысоватыми быдло-спутниками, пергидрольные девушки с мамашами, метросексуальные инди-мальчики… Попался даже какой-то алкашного вида папаша, волокущий за руку замученную маленькую девчушку. Лица у всех злые, плоские. Смотришь — и вспоминаются «99 франков» и все эти статьи про общество потребление и вырождение наций. «Покупай больше!», «Новая коллекция!», «Будь гламурным или лошком!». И ведь бегут, покупают. Новую коллекцию обязательно.

Готов спорить, они это делают каждые выходные. Я бы умер от скуки нахрен! А им — хоть бы что.

Впрочем, даже если выбираться в глобальные шоппинг туры раз в пару месяцев, это тоже иногда пережить сложновато.

В самих ТЦ херово.
Жадные и недалекие владельцы не думают о посетителях ВООБЩЕ. Банально не могут поставить лавочки в коридорах на первом этаже, скажем, «Европы». А владельцы самих торговых павильонов не догадаются поставить их у себя. Из 50 с лишним павильонов диваны я нашел только в двух. Это значит, что спутники (жены, мужья, дети…) покупателей будут неохотно ходить в эти вшивые ТЦ. И не сделают себе попутных покупок. И не пойдут потом жрать на фудкорты. И владельцы ТЦ будут незримо терять бабло. Маркетинг, епт.

А вот еще про отношения к покупателям.
Продавец-консультант здороваются со мной только в половине случаев. А рассказывают про вещи, на которые я смотрю, только в 10% случаев. Вот они молодцы. Всех остальных уволить к чертям собачьим.

А знаете, чем занимаются маркетологи ТЦ? Они сознательно упускают хорошие фишки. Например, выгоняют флешмобщиков, которые придумывают всякие веселые штуки.

«Была группа человек, предположительно их было около ста. Они прошли колонной по первому этажу по холлу. Но мы их сразу же выгнали, потому что они мешали покупателям перемещаться по магазину. Вообще мы крайне негативно относимся к подобным фактам. Говорят, они потом в соседний магазин пошли, в "Москву".» — Нина Деренок, маркетолог ТРЦ «Европа», отсюда.

Идиоты, одно слово. Этот флешмоб могли бы обратить на пользу магазину, распиарить как веселую акцию, как дополнительный информационный повод! Да это же бесплатное упоминание сраного ТЦ в новостях! Извлеките из этого пользу!

Вместо этого «маркетологи» позорно срут кирпичами и показывают свою полную некомпетентность.

Позитив, конечно, тоже есть.
В «СИТИ», скажем, только недавно догадались, что если сделать на фудкорте бесплатный вайфай, то можно поднять там продажи еды и питья. Славатебегосподи. В «Пассаже» поставили скамеечки в холлах, так что мне теперь не надо бегать за своей девушкой в каждый обувной отдел, а можно сесть в холле на лавочку и смотреть мультик по висящему там телеку. 

Это я все к чему? Шоппинг — говно. Особенно в наших ТЦ. Особенно, когда вокруг шатаются праздные пресные морды. Особенно, когда продавец хуй клал на покупателей — ему судоку в газете важнее.

P. S.
Грустно, что ТЦ становится все больше. Значит, есть спрос, значит, публика у нас такая. Может, когда нибудь-наш город назовут «Барнаул — Центр Торговых Центров». Но хоть бы нет.