Однажды я решил, что буду много читать. Решение это далось мне легко — я и так был задротом-ботаном. Никаких ломок не последовало. Я просто быстрее стал слепнуть.

Шли годы. Я начал работать. Выяснилось, что в бизнес-среде читать — модно. Я бросил читать художественную литературу, и стал стараться читать еще больше книг на профессиональные темы. Заказал даже пару коробок книг из интернета. На пике формы получалось читать по некоторому количеству книг в месяц. В периоды, когда я не был занят чтением, я обычно рассказывал, как много я читаю. Я так всем и говорил «Я читаю по некоторому количеству книг в месяц! Это очень много!»

Читать дальше →

Самое крутое понятие, которое я узнал в прошлом году — «мыслетопливо». Оно подтвердило многие мои догадки, которые я строил до этого (а я обычно строю очень много догадок на любую тему). И открыло новые горизонты в понимании того, как работает моя замороченная, ленивая и тупая башка.

Слово это я встретил в книге «Джедайские техники» Макса Дорофеева, за что ему безмерно благодарен. Кстати, обязательно прочтите эту книгу, если еще нет. Ибо!

dzhedajskie-texniki-big

Концепция «мыслетоплива» очень простая — это кусочек воли, который тратится на выполнение абсолютно всех умственных действий, где приходится принимать решения. Даже малейшее решение. На неприятные действия их тратится больше, на приятные — меньше. На трудоемкие задачи, где требуется загружать задачу в оперативную память мозга, понятно, уходит основное мыслетопливо. На то, чтобы решить, кофе вы будете или чай, с сахаром или без, черный или зеленый — тратится чуть-чуть мыслетоплива. На втыкание в ленту фейсбучека, ежеминутную проверку новостей и пиздёж с коллегами у кулера мыслетопливо почти совсем не тратится.

Мыслетопливо восстанавливается когда мы спим, но не очень много. Больше — когда мы в отпуске, занимаемся спортом, когда мы счастливы и когда мы занимаемся делами, полезность которых ясно осознаем.

Выгорание мыслетоплива в народе зовут ленью, в тяжелых случаях — апатией и депрессией. В «Докторе Хаусе» была серия про девушку, у которой обнулилось мыслетопливо. Она не могла принять какое-то очень базовое решение, мозг просто отказывал. Всё плохо закончилось.

Люди, не знакомые с концепцией мыслетоплива, говорят «Я это не сделал, потому что не было времени». Скорее всего, они не сделали, потому что не хватило мыслетоплива.

Я однажды так перегорел и потерял так много мыслетоплива, что в ярости бросил игру, в которой меня попросили выполнить какой-то очень простой квест: отнеси, мол, этот предмет вот в ту деревню. Не хочу! Я не хочу ничего делать! Даже нести долбанный предмет в долбанную деревню! Зато в игру играть хочу. Так и бродил бесцельно по горам по долам, пока не упал в какой-то вулкан.

Когда днем ты сжёг очень много мыслетоплива, а вечером приходишь в кафе или ресторан, то бесят даже простые вопросы — чай или кофе? Светлое или темное? С прожаркой или без? Я очень хочу, чтобы в заведениях вечером бы действовало специальное меню под названием «Сука, удиви меня!». Ты подходишь, молча киваешь официанту, он молча кивает тебе, вы оба понимаете, что время доставать такое меню. Потому что мыслетоплива выбирать — черный или зеленый, с кровью или без, красное или белое, блондинку или брюнетку — уже никакого не осталось.

Там у Максима в книжке еще есть забавная мысль, что во сне мозг очищается от вредной сажи, которая нагорела за день, пока сгорало мыслетопливо. Отлично написано, обязательно прочитайте!

Есть подзаезженный афоризм о том, что чтобы стать умным, нужно прочитать всего 10 книг. Но чтобы найти их, нужно прочитать тысячи.

Как-то издательство «Манн, Иванов и Фербер» прислали мне на рецензию две книги, но ни на одну из них я написать отзыв так и не удосужился. А отзыв мне захотелось написать по другой книге. Это «Идеальный Питч» Орена Клаффа (она же — Pitch Anytning в оригинале).  И, кажется, это одна из Тех Самых десяти книг.

 

66314_1

Читать начал внезапно: увидел название и захотел  узнать, что, нахрен, за «питч» такой? У меня всегда так — бифуркации, паноптикумы и прочие клаттеры не дают покоя. И вот — питч какой-то. Вероятно, это нечто важное, раз про это написали целую книгу (что в мире бизнес-литературы, откровенно скажем, совсем не показатель: 80% книг — это пережёвывание соплей на тему «Возьмите себя в руки. перестаньте болеть и лениться, принимайтесь за работу»).

Оказалось, что «питч» — это презентация перед инвесторами, чтобы выбить из них деньги на проект. Честно говоря, я нечастно (если быть точнее — никогда) не выступал перед инвесторами, чтобы выбить от них деньги на проект. Зато я очень часто выступаю перед заказчиками с похожими целями: либо чтобы заключить сделку, либо — презентовать результат нашей работы.

В среднем  я прочитываю 1-2 книги на тему бизнеса или психологии в месяц, но давненько не встречал такого свежака.

Итак, о чём пишет автор? Как провести питч, конечно. При этом книга — не очередной сборник идиотских советов в стиле «Откройте любую презентацию Джобса, он крут, не правда ли? Сделайте так же, как он» (хотя, надо признать, на определенной стадии саморазвития нужны и такие книги, да).

Автор пишет, что случайности не случайны, и в основе успешности донесения любой мысли лежит вовсе не её содержание, а правильность подачи.

Мне, честно говоря, польстило, что автор разделяет со мной теорию о том, что все люди — довольно шаблонные биороботы и даже самое сложное поведение базируется на очень простых вещах, зашитых в той зоне мозга, которая сформировалась миллионы лет назад. Автор называет его «крокодильим мозгом» и доходчиво объясняет его функции и взаимосвязь с неокортексом («высшим» мозгом, где принимаются уже осмысленные решения).

Технологию, с помощью которой можно вызвать доверие у «крокодильего мозга» слушателя, автор называет «фреймингом». Честно сказать, я до конца книги пытался для себя простыми словами описать, что же такое эти фреймы. К концу мне это удалось: фреймы — это просто угол зрения на ситуацию.

Автор начинает сразу с очень насущных проблем. Например, вы пришли на презентацию к Хозяину Жизни (олигарху там, или чиновнику), он пепелит вас взглядом, загоняет в психологическую роль подчиненного и, вообще, твари дрожащей. Что делать? Бороться. Автор называет это «разрушением фрейма власти», т. е. разбивание в клочья взгляда Хозяина Жизни на ситуацию и демонстрация ему своей точки зрения («Да, у тебя больше денег, но это не для меня честь поработать с тобой, а для тебя — со мной»).

В обычной жизни обрывки фрейминга называются «поставить на место», «взять верх», и некоторые умеют использовать их интуитивно. И этим счастливчикам я завидую. Сразу подумалось, что Остап Бендер на интуитивном уровне мастерски владел фреймингом и дефреймингом, заставляя оппонента смотреть на ситуацию так, как это надо ему — Бендеру.

Я, к сожалению, на интуитивном уровне фреймингом владею хреново, поэтому книга жутко взволновала.

Забавно, что в некоторых местах Орен Клафф совпадает, а в некоторых — противоречит другой моей любимой книге — «Сначала скажите „Нет“» Джима Кэмпа. Если Кэмп говорит «Будьте как лейтенант Коломбо и действуйте тихо, въедливо и настойчиво», то основной посыл Клаффа, как мне показалось,  — «Будьте как Хан Соло или Индиана Джонс — удаль, но с планом и хитрецой!». Вообще, обе книги здорово друг друга дополняют.

Pitch-Perfect-pitch-perfect-33955048-600-700

Радует, что автор лишен иллюзий по поводу разного MBA-говна, вроде «Принцип win-win» и прочей приторной лабуды. Нет, все честно: жизнь — боль, всё — тлен, хочешь на равных беседовать с акулами и тиграми — вот тебе для этого приёмы.

Едва закончив чтение, я начал ее по второму разу — с нехудожественной литературой у меня такого ещё не бывало.

Короче, рекомендую.

P. S. Давно хотел начать писать рецензии на прочитанные книги, что ж, вот и начал, поздравляйте меня ;)