Сайонара, «Аригато»!

Я очень уважаю компании, которые хотят существовать долго. Вдохновившись примерами о Великих компаниях, построенных на века, их создатели замешивают в фундамент своего дела Принципы. Уважения, честности, твердости данного от имени компании слова. Они знают, что главное — хорошо делать свое дело, а деньги придут.

И я совсем не уважаю компании, которые заставляют меня делать нелегкий нравственный выбор и вообще нарушают мой дзен.

«Аригато» — в прошлом вполне симпатичный, сильный бренд доставки суши. Хороший стиль, неплохой продукт. Слегка завышенные по сравнению с конкурентами цены — но сила бренда вполне оправдывает добавленную стоимость.

Сразу после составления заказа приходит вот такая СМСка:

arigato1

Ага! Компания «Аригато» дала мне Слово! Об этом они мне письменно написали (не долбоёб-сотрудник пообещал, нет!)! OK.

Сразу скажу, с этим мы столкнулись сегодня в третий раз. А первый раз сотрудник опоздал на 10 минут, когда мы заказали суши в офис месяца два назад.

Ну, 10 минут — не смертельно, хотя мы были жутко заинтригованы: интересно, что будет делать доставщик в случае опоздания?

— Вы опоздали.
— Да, там жуткие пробки, и снег, простите.
— Но в СМСке написано, что если вы опоздаете, заказ бесплатно.
— Да, но пробки, и всего 10 минут…
— Ну хорошо.

Интереснее было во второй раз. Доставщик опоздал на 40 (сорок) минут. Да-да, пробки и снег — но компания дала Обещание. Письменное! А от Письменного Обещания отвертеться не так просто!

— Здрасьте, доставка «Аригато»… (запыханный, в нелепом чёрном полушубке)
— Вы опоздали на 40 минут.
— Да, там снег… и пробки…
— Мы не будем платить, так как в СМСке написано…
— Ой, ой, пожалуйста, они вычтут у меня из зарплаты!
— Это ваши проблемы.
— Нет, пожалуйста, я и так уже за неделю три тысячи задолжал, прошу вас!
— Но в СМСке написано…
— Простите меня, пожалуйста, не надо, они вычтут у меня деньги! Мне надо кормить детей!

Что мы сделали? Конечно же, мы не бессердечные капиталистические животные, отдали деньги, потому что сердце кровью обливается, да и вообще — полушубок-то чёрный, нелепый, в глазах слезы дрожат, голос срывается… Но это был последний раз, когда мы заказали суши в «Аригато» в офис.

С тех прошло два месяца, я забыл про эту милую особенность и заказал суши домой.

Приходит СМСка, обещают привезти в 20.00, и, конечно же, бесплатно, если заказ задержится. Вот она, СМСка:

Обратите внимание на дату — это сегодня, 14 февраля. Никаких оговорок. Бесплатно, и всё.

Мы с Настей сидим дома, голодные, ждем заказа. Мартини скучает в бутылке, мангостиново-уксусный напиток (странноватая гадость, хотя прикольный) тоже стоит запечатанный. Стрелка переваливает за 20.00. Приходит СМСка:

arigato2

Я уже, честно говоря, на лёгком взводе — перебираю в уме случай с черным полушубком, думаю, выбрать ли 650 рублей или сострадание. Но это невиданный доселе поворот событий. Компания «Аригато» УЖЕ перечислила от моего имени 0,2% в фонд помощи детям! УЖЕ! Меня не спросили, а перечислили!

Роберт Чалдини называет такое дерьмо в своей книге одной из манипулятивных техник, я же называю такое дерьмо просто дерьмом, из-за которого я больше не буду у них ничего заказывать.

В 20:40 приезжает доставщик. Глаза бешеные, хотя полушубок другой.

— Что-то вы как-то сильно долго…
— Сегодня же 14-е, снег, пробки!
— Но в СМСке…
— Да-да, сегодня не действует это, сегодня же 14-е!

Я оплачиваю заказ, конечно же. Ведь «СЕГОДНЯ НЕ ДЕЙСТВУЕТ». Хотя в СМСке ничего такого не было сказано.

Это довольно гадко, что компания «Аригато» сначала письменно пообещав мне, что сама ответит за свой косяк при случае, мало того, что перекладывает ответственность за данное обещание на своих нелепых доставщиков (которые, кажется, проходят кастинг на лучшую драматическую роль), так еще и вплетает сюда детей.

Ключевое сообщение компании «Аригато» примерно такое:

«Ты, конечно, можешь и не платить за опоздание, но 1) наш сотрудник за это ответит, а он вон какой жалкий, мы специально выбрали такого, чтобы ты, бесчувственное животное, сломался при одном его его виде и 2) мы УЖЕ, ЗАРАНЕЕ, на всякий случай, перечислили деньги детям. И, наверное, если ты не заплатишь, то мы заберем эти деньги обратно у детей, СЛЫШИШЬ, У ДЕТЕЙ! Маленьких детей, которые нуждаются в помощи, для них мы даже придумали в нашей СМСке целый „фонд помощи детям“. Пусть он безымянный и с маленькой буквы, но это  — все же фонд, с этим не шутят. И мы — да-да! — заботимся о детях, не то что ты, богатенький лентяй, которому лень купить в «Марии-ра» нормальные продукты, и который при всем при этом еще и не хочет платит нашему доставщику в чёрном пошубке! Да, он нелеп и он умоляет тебя заплатить, так как ему надо кормить детей — возможно, даже, тех самых детей, для которых фонд! Честно говоря, мы от тебя такого не ожидали…»

Я не люблю, когда меня заставляют делать какой-то странный нравственный выбор и столь дешево манипулируют. Если компания даёт мне Обещание, она должна умереть, но выполнить его. А если она перекладывает ответственность за свои обещания на отдельных сотрудников, которые вынуждены умолять меня им при этом заплатить, это называется хуёвая организация выполнения Обещаний. И у меня после каждого такого опоздания на душе в любом случае остается неприятное чувство: либо что я гадкий гад и не заплатил человеку, которому надо «детей кормить», либо что меня обманули. И меня ни то, ни другое не устраивает.

Так что, «Аригато», сайонара.

14 февраля 2013
разделы Блог