Облачный атлас / Cloud Atlas
Сегодня был на закрытом показе «Облачного атласа» в «Киномире». Само по себе очень прикольно, что тенденция дошла и до нас — жутко завидовал московским ребятам, которые радостно рапортовали о таких вещах. Всех приглашенных попросили, если возможно, написать о фильме. Впрочем, фильм таков, что о нём невозможно не написать в любом случае.
Итак, «Облачный атлас». Ключевое слово —«эпично!». Кино был заявлено красивым 6-минутным трейлером, впечатляющим актёрским составом и Энди и Ланой (в девичестве — Ларри ;) ) Вачовски вкупе с Томом Тыквером в качестве режиссёров. Так что с самого начала ожидалось, сами понимаете, очень многое.
Без всяких там рассусоливаний нас кидают в гущу эпических событий, одновременно разворачивающихся в аж шести (!) историях. Происходящих настолько далеко друг от друга во времени и пространстве, что даже страшно.
Судите сами: действо в «Облачном атласе» прыгает от перестрелок из бластеров в корейском научно-фантастическом будущем, от диковатого мэш-апа, где умелой рукой сведены вместе первобытные дикари и пришельцы на летающих машинах, до стильного твидово-журналистского детектива в 1970-х и даже разухабистого британского комедийного фарса, из которого, клянусь, торчат уши Гая Ритчи!
Брат Энди, сестра Лана и товарищ Тыквер мастерски строят все новые и новые мостики между лоскутами своего облачно-атласного одеяла: тут нам показали родимое пятно на жопе у голого мужика, тут мельком вбросили обрывок дневника из другой истории, тут сделали героиню одной истории богиней в другой (тсс!). Впрочем, увлекательная игра «Найди зацепки, как связать воедино все 6 сюжетов» отходит на второй план к середине фильма, когда каждая из историй набирает обороты: уже становится совершенно плевать на их связь , так как каждая очень хороша сама по себе.
Каждый кадр, каждая сцена «Облачного атласа» буквально кричит о маниакальном качестве постановки. В кино присутствует та самая олдскульная добротность, которая скорее присуща режиссёрам старшего поколения, вроде Скорсезе или Иствуда. Миллионы мелких, с дичайшей скрупулезностью воссозданных деталей: вот вам аутентичная одежда из Сеула 2144 года, а вот татуировки первобытного племени от кутюр, а вот интерьер кабинета босса нефтяной компании конца 1970-х в США. И реально же веришь, что так оно там и было!
Богатая, ворсистая картинка, которую хочется рассматривать и рассматривать, адекватная актерская игра, заметная даже под иногда тяжелым гримом. (Грим, кстати, заслуживает, отдельного разговора: не удивлюсь, если это — Оскар 2013. Почти все ключевые актеры, занятые в фильмы, исполняют по 5-6 ролей!) Даже тонирование кадра — разное в каждой истории — и то идёт в ход и помогает создавать всю эту мягкую, шероховатую атмосферу, которая к концу аж в несколько слоёв обёртывает зрителя и в конце почти трёхчасового фильма вызывает только вопрос: «Как, уже всё?»
Пересказывать истории бессмысленно, да и не хочется быть автором, которому «пропишут в ёбыч» за спойлеры в рецензии (лично у меня таких на примете уже несколько, пропишу при случае). Фильм поставлен по одноименной книге Дэвида Митчелла, которой я предсказываю всплеск читаемости после выхода фильма, и которая рассказывает о предначертанности судеб, связи разных событий и всяких таких делах, о которых я, опять же, не буду тут писать. Кажется даже, что кратко пересказать фильм вообще не возможно: настолько там МНОГО всего!
Хоть «Облачный атлас» местами самую малость и страдает от несколько навязчивого нарратива и многократного повторения только что сказанного, его масштаб и мощь, literally, сбивают с ног. Пропустить такого мастерски собранного гиганта было бы, по меньшей мере, недальновидно.
P. S. Отдельные респект Насте Семенчиной, которая делает очень правильное дело. Она наконец-то придала «Киномиру» то самое человеческое лицо, которого ему отчаянно не хватало раньше. Дело даже не в таких вот закрытых показах, а в правильной PR-политике для развлекательного заведения.