«Смерть Сталина» — по итогам просмотра
Посмотрел «Смерть Сталина» и имею сказать следующее.
Во-первых, это плохой фильм. Но не потому, что он там что-то оскверняет или кого-то оскорбляет, а потому, что он плохо сделан.
Сюжет после непосредственно самой смерти вождя отчаянно провисает, диалоги запутываются сами в себе, у персонажей невнятная аргументация и слабые мотивы. Единственный, на кого приятно смотреь (как и всегда) — это Стив Бушеми. Ну и Куриленко красотка. Остальные просто никакие, но это даже не их вина, кажется. Дело в постановке. Режиссер, кажется, отснял полчаса и дальше решительно не знал, что со всем этим делать.
Понятно, что все очень карикатурно, но этой самой карикатурности и не хватает. За весь фильм встречается дай бог если парочка смешных текстовых шуток, на которых можно улыбнуться. Да еще парочка шуток игровых — гэгов. И это всё. Девяносто процентов экранного времени творится несмешная хрень, которая местами хочет быть смешной, но у нее не получается, потому что она плохо написана и подана.
Во-вторых, оскорбить это кого-то взрослого и здравомыслящего может ровно в той степени, в какой его может оскорбить, скажем, ребенок. Неумелый тычок, вытянутый средний палец и страшное слово «жопа!!!», прилетевшие в ваш адрес от невоспитанного сына соседей. Если вас это оскорбляет — у меня для вас плохие новости.
Про модных нынче оскорбленных по поводу и без повода я как-нибудь напишу отдельно. Но уверен, что чтобы оскорбить кого-то — нужно на него для начала повлиять. Хоть как-нибудь. Поколебать непоколебимое, проломить защиту. Растерзать самое нутро, вырвать мякотку и потом нанести решающий удар. Только тогда человек может оскорбиться.
Так вот. Слабое произведение не может никого оскорбить по определению. Чтобы оскорбить, произведение обязано быть сильным. Чтобы сердце останавливалось от смысла и картинки. Чтобы жопа подгорала. Чтобы кишки заворачивало мясорубкой и всё дерьмо выбивало при просмотре. Чтобы ты ходил погруженный в себя еще неделю и с трудом переваривал увиденное. Чтобы пересказывал остальным и добавлял, что ты в полном ахуе, но им надо это обязательно посмотреть. Потому что тебя изломало и ты решительно не знаешь как жить дальше.
Как после «Архипелага „ГУЛАГа“. Как после «Реквием по мечте». Как после «Груза 200». Как в детстве, когда комиссара Каттани мерзкие бандиты расстреляли у тех ворот, и ты плакал в три ручья, и мама плакала, и ты, глядя на нее, рыдал еще сильнее. Как после откровенно издевательского, но сильного фильма «мама!» Это самый стрёмный фильм в мире, серьезно, не смотрите его! Но как же сука снят хорошо!
Вот такое может оскорбить, потрясти, взволновать, повлиять и перевернуть мировоззрение. А «Смерть Сталина» — не может. Оскорблялка не выросла. Совсем. Ее просто нет.
Так что те, кто кричит об осквернии там каких-то символов, чрезмерном насилии и кровавости фильма — либо очень сильно обманываются, либо очень сильно обманывают.
Но…
Есть один момент. И он, я подозреваю, и является корнем зла и истинной причиной возмущения запретителей, а вместе с ними — и народных масс (которые фильм даже не смотрели).
Во многих произведениях, в том числе — и наших, родных, отечественных — рассказывается о насилии и кровавом режиме. И все как бы молча с этим соглашаются — мол, да, так и было. Убивали, сажали и гноили в казематах. Сотнями, тысячами и миллионами. Вон, в учебниках это написано. Да, такое было. Так сложилось исторически. Такие уж мы. Виноватая улыбка. Вот это всё.
В «Смерти Сталина» тоже гноят, сажают и убивают. Однако там есть и еще одна вещь, которая редко встречается.
Там руководители СССР показаны глупыми. Да, они беспринципные, коварные, они убийцы и насильники. Но при этом — они еще и тупые уёбки, которые плохо понимают, что было сказано минуту назад, тупо шутят друг над другом и выкидывают весьма клоунские коленца.
И вот это-то уже потерпеть ну никак нельзя. Стоп, да, мы знаем, что они убивали, насиловали, врали, гноили и бухали! Но что они были еще и ТУПЫМИ?! Это совсем ни в какие ворота! Запретить! Сгноить! Расстрелять!
По мнению маркетологов Стива Ривкина и Джека Траута, страх показаться глупым стоит на четвертом месте по силе после страхов смерти, секса и боязни говорить (кажется, это было в книге «Сила простоты»). И что-то в этом есть. В этой массовой боязни выглядеть как-то не так. А что люди подумают?! А соседи-то уже давно вон что, а мы-то! А про тебя все уже говорят давно!? А сын моей подруги-то уже давно биткоинов намайнил и дом строит, а ты!? А вдруг вы все такие тупые, что вами правят такие же тупые, а вы этого даже не замечаете?!
Страх показаться глупым — очень распространенный, и уважения совсем, мне кажется, не достойный. Самоирония — классная штука, которая помогает не сойти с ума. Про это уже столько всего сказано, что я рискую показаться пошлым. После Эйнштейна и Мюнхгаузена на эту тему уже ничего нового сказать, пожалуй, нельзя.
И я думаю, что вот из-за чего весь сыр-бор. Не из-за крови и осквернения символов, а из-за боязни предстать глупым в чьих-то глазах. Запретители посмотрели фильм, испугались аллюзий на кого-то и сделали все по принципу «Кабы чего не вышло».
Если бы я что-то запрещал, то только из-за качества. Написал херовый сценарий? Запретить! Поставил кино плохо? Запретить и отправить на курсы по режиссуре.
И в-третьих. Вы удивитесь, но от просмотра «Смерти Сталина» все же есть польза. Фильм, пусть и предельно некачественный, подтолкнул меня перечитать историю тех дней. Это по-прежнему крайне интересно. Рекомендую.