Хамство
Проехал вчера несколько остановок на автобусе и вспомнил, почему, ко всему прочему, года 4 назад пересел с общественного транспорта на такси.
Мы едем с женой, и выйти нам надо на конечной, возле Речного вокзала. Но автобус сворачивает чуть раньше, поэтому нужно попросить водителя остановиться возле супермаркета.
Уже все пассажиры вышли, остаемся только мы, водитель и кондуктор. Стоим у дверей, я кричу водителю, чтобы сделал, пожалуйста, остановку у «Холидея». Насколько я помню, там есть остановка, но все ее «пролетают», поэтому надо специально просить.
Водитель, громко, с вызовом
— А ты откуда знаешь, что там есть остановка?
Я даже теряюсь сначала. Что значит, откуда знаю? Ну потому что ездил много раз и как-то из жизненного опыта знаю, что она там есть. Отвечаю:
— Ну, потому что живу недалеко, вот и знаю.
— Да мне посрать, где ты живешь, откуда, блядь, говорю, знаешь, что там остановка?
Это явление называется просто — хамство. Это то, о чем писал Довлатов — наглость, грубость и нахальство, помноженные на безнаказанность. Это то, что нельзя объяснить иностранцам. Хамство — это не синоним грубости, наглости или нахальства. Это когда на тебя нападают, заведомо находясь на сильной позиции. Сильный — слабого.
Водитель знает, что если он не остановится и не откроет дверь, мы не выйдем из автобуса. Наша судьба в его руках, а значит, он может мне безнаказанно не только «тыкать», но и задавать вопрос со словами «посрать» и «блядь».
Я говорю:
— Ну знаю, и всё.
— Знает он, блядь! Она там вчера появилась, а он, блядь, сегодня уже откуда-то знает!
Ответить на хамство не так-то просто. Мысли скачут в хороводе. Почему-то самым лучшим кажется ответить на хамство хамством: «— Знаю, потому что я, блядь, работаю в администрации края в управлении транспорта», но, во-первых, это вранье, а во-вторых, водитель все еще на сильной позиции. Поэтому ответить на хамство так сложно. Водитель что-то говорит кондукторше, та громко смеется.
Видимо, я долго молчу, так что водитель бросает:
— Не понимает он… ладно, забей.
Автобус подъезжает к остановке, двери открываются, мы выходим.
Я вспоминаю, почему я, ко всему прочему, года 4 назад пересел с общественного транспорта на такси.
P. S. Это, конечно, не идет ни в какое сравнение с парой историй про такси.
Надо было номер запомнить и позвонить в администрацию управления транспортом с жалобой и требованием, чтобы его уволили.
Меня довольно сложно задеть по-настоящему. Если задевают, то я жесток на расправу, поэтому сдерживаюсь. Тут не та ситуация, чтобы тратить время на нанесение вреда человеку, у которого, как я представляю, и так несладкая жизнь.
Недавно ехали с другом в автобусе. Кондукторша начала перечислять остановки следующие, мы в это время говорили, она конечно же тараторила, говорит «Антона Петрова, *проходит меньше секунды, следующая остановка*». Мы тут в два голоса «Антона Петрова!!!111». Подошли с конца автобуса к передней двери, стоим возле нее, до нашей остановки еще метров 500. И тут мы наблюдаем, что проезжаем нашу остановку. — Почему вы не остановили на Антона Петрова? — Я ЖЕ СПРАШИВАЛААААА!!!! УХ ВЫ КАКИЕ, НУ Ё МОЁ. ЭТО НАДО ЖЕ!!! И водитель тоже что-то ей поддакивает. Ладно, ну со слухом у нее не все хорошо, но блин, ты скажи «извините, не расслышала». В общем остановились только на следующей остановке и возвращались до своей, рассуждая о сервисе в России и совке.
Со слов моего приятеля:
«Водитель маршрутки — очень сложная профессия. Люди вокруг думают, что ты просто извозчик, а сам себя ты ощущаешь как „на коне“».
Если руководствоваться терминами Лурка, то можно упомянуть о синдроме вахтёра — чем мельче власть человека, тем жёстче он пытается ей пользоваться.
Искренне сочувствую. Жалобу стоило оставить, пусть и телефонную — авось и дойдёт.
В Новосибе я невероятно устал от таких водителей.