Картриджи (часть 2)
Черепашки Ниндзя
Игры делились на лоховские и «босячие». К первым относились всякие марио, тетрисы и лодеруннеры. Ко вторым — довольно редкие почему-то «Черепашки ниндзя 3», «Чип и Дейл» и «Контра».
Как-то я пришел к Максу, а он такой с порога: «Мне папа пообещал подарить «Черепашек Ниндзя 3!!!» Ух и радовались мы с Максом, особенно почему-то я. Правда, было условие: только если Макс сделает сейчас в квартире уборку. И конечно, Макс бы с радостью потом дал мне картридж поиграть, да вот боится, что не успеет к приходу родителей пропылесосить…
Так тщательно и старательно я не убирался даже дома! У Макса же в квартире я навел такой лоск, что, казалось, выполнил среднегодовую норму уборок в пятиэтажном доме. Макс в это время болтал с кем-то по телефону, смущенно улыбаясь и накручивая телефонный провод на палец, иногда указывая мне кивком головы, где еще нужно пройтись с пылесосом.
«Черепашек Нинздя 3» Максу, конечно, так и не купили.
«Сега»
В начале 1996 года я закончил мечтать о Сеге, она перестала сниться мне. Потому что родители наконец-то купили ее.
Экран, предваряющий любую игру на Сеге, иногда радовал нестандартными фишками. Это Eartworm Jim 2.
Первой сеговской игрой у меня был «Мортал Комбат 3». Захватывала она настолько, что я ничего не мог делать, так хотелось играть.
231 фаталити из МК.
В школе я сидел как на иголках и, едва кончались уроки, летел домой быстрее ветра. Не снимая даже куртки, хватал немытыми руками джойстик и играл, играл, играл! Ребята в школе спрашивали меня, крутой ли «Мортал Комбат 3»? На что я делал отрешенное лицо и говорил, что конечно да, очень крутой. Но мне уже поднадоел, да и во сне снятся страшные крики оттуда. «Это, знаете ли, просто игра» — добавлял я равнодушным тоном.
Заливал я, конечно, порядочно — никаких криков из морталкомбата мне не снилось: едва родители закрывали дверь в комнату, уверенные, что уложили детей спать, мы с братом тихонько включали телевизор без звука и запускали игру.
Сразу расширился круг знакомых — ко мне стали приходить играть не только мои одноклассники, но и ребята из старших классов. Это было нереально, просто непередаваемо круто — какой-нибудь верзила из 11 класса, ходивший по школе и мутузивший малолеток, сидел у меня в комнате и грязно матерился на Шао Кана! Потом он хлопал меня по плечу и сразу забивал время, например, на завтра перед уроками. Мой авторитет в школе повышался. Иметь «Сегу» было даже круче, чем фишки и биту «Чупа Кэпс».
Сразу стало проще жить — в школе я уже без какого-то благоговения взирал на «приставочный уголок» (см. 1 часть) и даже, перевесившись через деревянные перила, давал советы. «Цэ, вправо, А, влево, А, вверх!» — кричал я, а в ответ радостно отвечали «Заебись, спасибо!».
Тетрадка с секретами
Интернета в 1996 году у нас еще не было, так что секретные коды для игр узнавались двумя способами — 1) из журналов и 2) от пацанов. Первый способ был редкоиспользуемый по причине того, что журналы надо было все же покупать. Все, в основном, пользовались вторым. С полученными кодами и секретами носились, как с очень-очень ценными разведданными: иногда ты приходил в школу с утра, а все пацаны буквально стояли на ушах, потому что кто-то сообщил код от долгожданной второй таблицы из третьего Комбата!
Коды надо было куда-то записывать, и я завел для этих целей тетрадку. Вернее, тетрадки было две: в первой был список пройденных игр и коды, а во второй, которая появилась позже, только коды.
Сохранилась только вторая, вот она:
Я заполнял ее тщательно, аккуратно и разноцветными фломастерами. Это было как событие — занести туда еще одну игру. Картинки, как видите, прилагались.
Необходимость в тетрадке вскоре отпала, так как в книжных магазинах стали продавать сборники типа «Секреты к 5000 игр на SEGA». Но я некоторое время продолжал с любовью заполнять ее.
Своя игра
Был у меня свой собственный придуманный персонаж — Маскер. Это был не вымышленный друг, а целая вселенная с прорисованными героями, сюжетом и приключениями. Мы с братом лепили героев из пластилина и играли, как в сериал.
Так что, когда я задумал свою игру, вопрос «про что» был решен сразу — про Маскера. Маскер — это такой типа-колобок: лысая башка, висящие в воздухе руки и ноги. Он противостоял своему недругу — Джанкеру. А помогали им друзья — и у того и у другого была своя команда.
Первой игрой была «Маскер» — по задумке это была двумерная аркада-платформер.
(картинки ниже кликабельны).
Игровому процессу внимания я почти не уделял, сосредоточился на заставке и боссах. «Выйти» игра должна была на придуманной мною игровой приставке Rafaon 128-bit. Тогда я, как и все, думал, что чем больше бит, тем круче.
Далее я стал придумывать свой файтинг. Назывался он, конечно же, Маскер Комбат.
Самым сложным было придумать, как мои персонажи, состоящие из головы, рук и ног, будут драться. Я дорисовал им тела.
Дальше заставки и экрана выбора бойцов (который я рисовал очень долго) дело не двинулось. Я забросил первый МК и стал рисовать уже МК II.
Второй Маскер Комбат не нравился мне самому. Я не знал почему. Наверное, потому, что по-настоящему крутой и легендарной должна была стать именно третья часть! Я так решил, и сразу же приступил к ее созданию.
Итак, МК3. Тут я подошел куда ответственней. Ниже — лишь избранные «скриншоты», их на самом деле много больше.
Напоминаю, что эти картинки — кликабельны.
Прорисовал не только заставку и выбор игроков, но и экраны интерфейса, и историю и даже встроенные секретные мини-игры!
Как видите, работа была проделана серьезная. Были прописаны чит коды, истории всех персонажей, турнирные таблицы и даже раскадровки некоторых фаталити!
Игра должна была «выйти» уже не на вымышленной приставке, а на вполне реальной Nintendo 64. Я всерьез намеревался как-то отослать разработку «Маскер Комбата 3» людям, которые делают игры для это приставки. Даже музыка была придумана в общих чертах, только я не знал, как ее записать, так как не знал нот.
Как-то показал наработки друзьям, а они в ответ лишь посмеялись. Тогда я решил, что когда игра выйдет, уж им-то точно не дам поиграть.
Игровая музыка
К приставочным играм писали совершенно распиздецкие треки. Так я считаю и тогда, так считаю и теперь.
Я играл в некоторые игры только для того, чтобы послушать музыку. Я спаял специальный провод, чтобы пускать аудиошнур из приставки прямо в музыкальный центр, и записывал музыку на кассеты. Их я потом слушал отдельно, когда играть не хотелось. Кассет накопилась гора. Все было тщательно подписано, и я мог с легкостью найти, скажем, трек из огненного этапа сеговского «Аладдина». Кстати, вот он ниже.
Когда проходишь этот этап, неясно, от чего чаще умираешь — то ли от того, что этап сложный, то ли от того, что все время слушаешь и слушаешь этот прекрасный трек…
Среди моих друзей нашлось немного психов, которые записывали музыку на кассеты и потом слушали, но все же нашлись. Мы, разумеется, обменивались и радовались.
Ну и еще несколько любимых треков:
«Робокоп 3». Cама игра была мразью, но от музыки в заставке мне реально хотелось плакать… Блин, да и сейчас хочется. Ну нельзя же так людям музыкой душу рвать!
Крутейший трек из крутейшей же дендиевской игры про Бэтмена. И по сей день вставляет не только музыка — вы только посмотрите на эту стильную графику!
Трек из последнего уровня Chip’n’Dale на Денди. Сразу был виден весь трагизм и нешуточность.
А это трек из последнего уровня игры, которую я считаю одной из самых великих на Денди — Bucky O’Hare. Он звучит в последнем этапе и ясно, что финал уже не за горами. Конамиевские мелодии, как всегда, были одними из лучших.
Хорошая сеговская игра Donald in Maui Mallard, пятый уровень. Уже потом я узнал, что музыку к этой игре писал Майкл Джаккино — ныне известный голливудский композитор, автор музыки, скажем, к LOST и StarTrek.
Ну и трек, который считаю лидером всех времен и народов на приставках — музыка к ледяному этапу в игре Sonic the Hedgehog 3.
Долгое время ходили слухи, что музыку к игре написал Майкл Джексон. Фанаты наделали многочисленных наложений, которые выглядят очень убедительно (пример раз и два).
Потом слухи подтвердились (статья на сайте MTV)! Майкл действительно писал музыку к Сонику 3, но потом попросил убрать его из титров, так как ему не понравилось, как звучит музыка на приставке. Да и как раз в то время разгорался скандал с детишками, так что Сеге, сами понимаете, такое было ни к чему…
Игра вышла в 1994 году, а в 1995 вышел новый альбом Майкла — History, где он использовал сочиненные для Соника наработки, которые затем и раскопали фанаты ;)
И не могу не поделиться замечательным сайтом — www.ocremix.org. Это сайт музыкальных ремиксов на музыку старых-старых игр. Скажем, там есть отдельно выделенные проекты ремиксов музыки к третьему Сонику (тому самому, Майкл Джексоновскому)! Копать — не перекопать, в общем.
Вот, например, замечательная оркестровая аранжировка главной темы из Марио.
Конец приставочной эры
Клонился к закату 1997 год, сеги были уже давно освоены, все коды раскрыты, а игрушки пройдены. Что-то более крутое было пока не доступно. В журналах я, конечно, читал о таинственных приставках Playstation, Sega Saturn и Nintendo 64, но в наших краях они не водились, и посмотреть на них можно было только в журнале.
И тут кто-то из пацанов принес весть, что в неком отдаленном магазине Гена (тот самый, с приставочным уголком в школе) открыл новый игровой зал с неведомыми супер-приставками «Панасоник Три Дэ» и там «ТАКАЯ ГРАФИКА ВАЩЕЕЕ, КАК В КИНО, ВАЩЕЕЕ НЕ ОТЛИЧИТЬ!!!»
Естественно, все это взбудоражило нашу гоповскую общественность, и мы побежали смотреть на невиданную фильмовую графику. Ожидания полностью оправдались:
Я чувствовал некий подвох во всем этом, но подкопаться, действительно, было нельзя — от дешевого фильма с очень дурной игрой актеров это никак не отличишь.
В зал с панасониками я сходил всего один раз — игры не цепляли так же, как Соник или Контра, или хотя бы как Мортал Комбат. Да и игровой зал располагался на безлюдном отшибе возле ипподрома, и здоровые лысые укурки в отцовских кожанах отбирали деньги прямо на входе.
А потом… потом эра приставок и картриджей для меня закончилась — на 13-летие родители подарили мне компьютер. Началась эпоха Дюка Нукема и Blood, Carmageddon и Need for Speed, Dungeon Keeper и MDK, Warcraft 2 и Red Alert, Героев и Fallout. Эпоха бесконечной гонки за мощностями процессоров и видеокарт, перетаскиванием игр на 3,5-дюймовых дискетах, игрой в Квейк по сети…
Эпилог
Какими бы не были крутыми и изощренными современные игры, иногда я запускаю эмулятор старой доброй Денди или Сеги, отключаю мозг от реальности и вновь погружаюсь в ту замечательную атмосферу счастливого приставочного детства.
Когда мы не дыша смотрели широко распахнутыми глазами на восьмибитную графику, с наслаждением слушали хриплую пиликающую музыку, носились с сапописными тетрадками секретов, и обменивались небольшими коробочками c наклейками.
И когда мерцающая плохо нарисованная картинка на выгоревшем экране телевизора казалась нам великим чудом.
Раньше игры делали с душой. Сейчас же это чистая коммерция. Я точно также иногда запускаю эмулятор и играю в старые игры. Или же на айфоне в некоторые из адаптированных игр.
Помню были игры, которые просто срывали крышу своей невозможностью. Например, Дюна или Мегаломания (ого! стратегия на сегу!), еще Зеро Толеранс (шутер от первого лица на сегу). Или Соник 3д-бласт, который, конечно, не имел того шарма как первые части, но черт возьми, это была 3д игра на сеге :)
А еще классная штука была с третьим соником и историями про японский двусторонний картридж, в который сверху еще можно вставить четвертый Соник Наклс и получить потрясающие возможности игры. И ведь находили такой картридж, потом было чем гордиться :)
Спасибо за пост! Скачал эмулятор, сидел рубился в TMNT 2, такая ностальгия…
Чудесный двойной пост.
Маскер рулит.
Чудесно, чудесно!)
Может надыбаем МК3 и зарубаемся как нибудь?)
Соник 3Д бласт был уже грустноват… Я до сих пор часто играю в 2 и 3 Соника, плюс нашел РОМы, где в Соник-Наклз их втыкали — мегаигры))
А еще самые частые на сеге — Contra Hard Corps и Bare Knuckle 3.
спасибо за пост, недавно в приступе ностальгии прошел batman’а.
я даже помню в деталях как покупал картридж с ним. черт, все таки это было самое лучшее время.
Коллега! У меня тоже был TMNT3 с бессмертным Шредером и тоже первая игра на сеге — МК3!
Кстати, счетаю что эта часть лучшая из МК до сих пор. Ближе никого нет.
«Раньше игры делали с душой. Сейчас же это чистая коммерция» — бред какой! тогда была та же самая коммерция. Только воспринималась иначе детским сознанием и дефицит был. Я помню, как меня, 8-илетнюю, подвели к первому в моей жизни цветному монитору. Я до сих пор помню того ядовито-зеленого дракончика, который был нарисован на экране. Для меня это было чудо — он ЗЕЛЕНЫЙ!!! Сейчас же технические новинки выходят с такой регулярностью, что стало обыденной вещью сама их новизна
Следите за своими словами и думайте прежде чем назвать чужое мнение бредом.
Я ваше мнение хоть и не разделяю, но уважаю и бредом его называть не стану. Причины почему не разделяю, приводить не буду. Ибо каждому свое.
http://scene.rpod.ru/
послушай ради интереса
Спасибо! Крутотинушка — трек контры)) Жаль, коротковато.
Медленноват он, как теперь кажется. После всяких там Guilty Gear X или SF5.
Безусловно :) Я имею ввиду круче чем все МК вышедшие до и после. Нынешний МК с супергероями как-то еще куда не шло но тоже разочаровашка…
Да, а на old-games не нашел че-то.
Может где всплывет
Хотя я полагал что тебя больше порадует Робокоп3, так как ты о нем очень тепло отзывался
бессмертный шреддер -))
кстати вот очень-очень в тему
http://smitana.wordpress.com
Да, это круто, почитываю периодически ;)
А чото я его пропустил тогда.. пошел слушать)
А восьмибитная музыка вообще постоянный гость моего MP3шника. Порой бывает весело перепрыгивать через лужи под какой-нибудь трек…
да уж…
отличный опус ) А моей любимой музыкой были треки из mighty final fight, да и вообще лучшей игры для меня не существовало на денди) Кстати, вдруг не слышал. Найди альбом Vomitron — No NES for wicked. Там типа то, как на самом деле должна звучать музыка из тех самых игр. всё сыграно на инструментах. чума короче :)
Круто, поищу! я вообще зависаю на http://www.ocremix.org, все уже оттуда перекачал. Это крутейший сайт с ремиксами на старое музло