Картриджи (часть 2)

← Часть 1.

Черепашки Ниндзя

Игры делились на лоховские и «босячие». К первым относились всякие марио, тетрисы и лодеруннеры. Ко вторым — довольно редкие почему-то «Черепашки ниндзя 3», «Чип и Дейл» и «Контра».

Мне так и не довелось пройти эту игру.  Не мог убить этого босса, и думал, что это он слишком сложный. Много позже случайно выяснилось, что у меня был дефектный картридж с бессмертным Шреддером.

Как-то я пришел к Максу, а он такой с порога: «Мне папа пообещал подарить «Черепашек Ниндзя 3!!!» Ух и радовались мы с Максом, особенно почему-то я. Правда, было условие: только если Макс сделает сейчас в квартире уборку. И конечно, Макс бы с радостью потом дал мне картридж поиграть, да вот боится, что не успеет к приходу родителей пропылесосить…

Так тщательно и старательно я не убирался даже дома! У Макса же в квартире я навел такой лоск, что, казалось, выполнил среднегодовую норму уборок в  пятиэтажном доме. Макс в это время болтал с кем-то по телефону, смущенно улыбаясь и накручивая телефонный провод на палец, иногда указывая мне кивком головы, где еще нужно пройтись с пылесосом.

«Черепашек Нинздя 3» Максу, конечно, так и не купили.

«Сега»

В начале 1996 года я закончил мечтать о Сеге, она перестала сниться мне. Потому что родители наконец-то купили ее.

Экран, предваряющий любую игру на Сеге, иногда радовал нестандартными фишками. Это Eartworm Jim 2.

Первой сеговской игрой у меня был «Мортал Комбат 3». Захватывала она настолько, что я ничего не мог делать, так хотелось играть.

231 фаталити из МК.

В школе я сидел как на иголках и, едва кончались уроки, летел домой быстрее ветра. Не снимая даже куртки, хватал немытыми руками джойстик и играл, играл, играл! Ребята в школе спрашивали меня, крутой ли «Мортал Комбат 3»? На что я делал отрешенное лицо и говорил, что конечно да, очень крутой. Но мне уже поднадоел, да и во сне снятся страшные крики оттуда. «Это, знаете ли, просто игра» — добавлял я равнодушным тоном.

Заливал я, конечно, порядочно — никаких криков из морталкомбата мне не снилось: едва родители закрывали дверь в комнату, уверенные, что уложили детей спать, мы с братом тихонько включали телевизор без звука и запускали игру.

Сразу расширился круг знакомых — ко мне стали приходить играть не только мои одноклассники, но и ребята из старших классов. Это было нереально, просто непередаваемо круто — какой-нибудь верзила из 11 класса, ходивший по школе и мутузивший малолеток, сидел у меня в комнате и грязно матерился на Шао Кана! Потом он хлопал меня по плечу и сразу забивал время, например, на завтра перед уроками. Мой авторитет в школе повышался. Иметь «Сегу» было даже круче, чем фишки и биту «Чупа Кэпс».

Сразу стало проще жить — в школе я уже без какого-то благоговения взирал на «приставочный уголок» (см. 1 часть) и даже, перевесившись через деревянные перила, давал советы. «Цэ, вправо, А, влево, А, вверх!» — кричал я, а в ответ радостно отвечали «Заебись, спасибо!».

Тетрадка с секретами

Интернета в 1996 году у нас еще не было, так что секретные коды для игр узнавались двумя способами — 1) из журналов и 2) от пацанов. Первый способ был редкоиспользуемый по причине того, что журналы надо было все же покупать. Все, в основном, пользовались вторым. С полученными кодами и секретами носились, как с очень-очень ценными разведданными: иногда ты приходил в школу с утра, а все пацаны буквально стояли на ушах, потому что кто-то сообщил код от долгожданной второй таблицы из третьего  Комбата!

Коды надо было куда-то записывать, и я завел для этих целей тетрадку. Вернее, тетрадки было две: в первой был список пройденных игр и коды, а во второй, которая появилась позже, только коды.

Сохранилась только вторая, вот она:

Я заполнял ее тщательно, аккуратно и разноцветными фломастерами. Это было как событие — занести туда еще одну игру. Картинки, как видите, прилагались.

Необходимость в тетрадке вскоре отпала, так как в книжных магазинах стали продавать сборники типа «Секреты к 5000 игр на SEGA». Но я некоторое время продолжал с любовью заполнять ее.

Своя игра

Был у меня свой собственный придуманный персонаж — Маскер. Это был не вымышленный друг, а целая вселенная с прорисованными героями, сюжетом и приключениями. Мы с братом лепили героев из пластилина и играли, как в сериал.

Так что, когда я задумал свою игру, вопрос «про что» был решен сразу — про Маскера. Маскер — это такой типа-колобок: лысая башка, висящие в воздухе руки и ноги. Он противостоял своему недругу — Джанкеру. А помогали им друзья — и у того и у другого была своя команда.

Первой игрой была «Маскер» — по задумке это была двумерная аркада-платформер.

(картинки ниже кликабельны).


Игровому процессу внимания я почти не уделял, сосредоточился на заставке и боссах. «Выйти» игра должна была на придуманной мною игровой приставке Rafaon 128-bit. Тогда я, как и все, думал, что чем больше бит, тем круче.

Далее я стал придумывать свой файтинг. Назывался он, конечно же, Маскер Комбат.

Самым сложным было придумать, как мои персонажи, состоящие из головы, рук и ног, будут драться. Я дорисовал им тела.

Дальше заставки и экрана выбора бойцов (который я рисовал очень долго) дело не двинулось. Я забросил первый МК и стал рисовать уже МК II.


Второй Маскер Комбат не нравился мне самому. Я не знал почему. Наверное, потому, что по-настоящему крутой и легендарной должна была стать именно третья часть! Я так решил, и сразу же приступил к ее созданию.

Итак, МК3. Тут я подошел куда ответственней. Ниже — лишь избранные «скриншоты», их на самом деле много больше.
Напоминаю, что эти картинки — кликабельны.


Прорисовал не только заставку и выбор игроков, но и экраны интерфейса, и историю и даже встроенные секретные мини-игры!

Как видите, работа была проделана серьезная. Были прописаны чит коды, истории всех персонажей, турнирные таблицы и даже раскадровки некоторых фаталити!

Игра должна была «выйти» уже не на вымышленной приставке, а на вполне реальной Nintendo 64. Я всерьез намеревался как-то отослать разработку «Маскер Комбата 3» людям, которые делают игры для это приставки. Даже музыка была придумана в общих чертах, только я не знал, как ее записать, так как не знал нот.

Как-то показал наработки друзьям, а они в ответ лишь посмеялись. Тогда я решил, что когда игра выйдет, уж им-то точно не дам поиграть.

Игровая музыка

К приставочным играм писали совершенно распиздецкие треки. Так я считаю и тогда, так считаю и теперь.

Я играл в некоторые игры только для того, чтобы послушать музыку. Я спаял специальный провод, чтобы пускать аудиошнур из приставки прямо в музыкальный центр, и записывал музыку на кассеты. Их я потом слушал отдельно, когда играть не хотелось. Кассет накопилась гора. Все было тщательно подписано, и я мог с легкостью найти, скажем, трек из огненного этапа сеговского «Аладдина». Кстати, вот он ниже.

Когда проходишь этот этап, неясно, от чего чаще умираешь — то ли от того, что этап сложный, то ли от того, что все время слушаешь и слушаешь этот прекрасный трек…

Среди моих друзей нашлось немного психов, которые записывали музыку на кассеты и потом слушали, но все же нашлись. Мы, разумеется, обменивались и радовались.

Ну и еще несколько любимых треков:


«Робокоп 3». Cама игра была мразью, но от музыки в заставке мне реально хотелось плакать… Блин, да и сейчас хочется. Ну нельзя же так людям музыкой душу рвать!


Крутейший трек из крутейшей же дендиевской игры про Бэтмена. И по сей день вставляет не только музыка — вы только посмотрите на эту стильную графику!


Трек из последнего уровня Chip’n’Dale на Денди. Сразу был виден весь трагизм и нешуточность.

А это трек из последнего уровня игры, которую я считаю одной из самых великих на Денди — Bucky O’Hare. Он звучит в последнем этапе и ясно, что финал уже не за горами. Конамиевские мелодии, как всегда, были одними из лучших.


Хорошая сеговская игра Donald in Maui Mallard, пятый уровень. Уже потом я узнал, что музыку к этой игре писал Майкл Джаккино — ныне известный голливудский композитор, автор музыки, скажем, к LOST и StarTrek.


Ну и трек, который считаю лидером всех времен и народов на приставках — музыка к ледяному этапу в игре Sonic the Hedgehog 3.

Долгое время ходили слухи, что музыку к игре написал Майкл Джексон. Фанаты наделали многочисленных наложений, которые выглядят очень убедительно (пример раз и два).

Потом слухи подтвердились (статья на сайте MTV)! Майкл действительно писал музыку к Сонику 3, но потом попросил убрать его из титров, так как ему не понравилось, как звучит музыка на приставке. Да и как раз в то время разгорался скандал с детишками, так что Сеге, сами понимаете, такое было ни к чему…

Игра вышла в 1994 году, а в 1995 вышел новый альбом Майкла — History, где он использовал сочиненные для Соника наработки, которые затем и раскопали фанаты ;)

И не могу не поделиться замечательным сайтом — www.ocremix.org. Это сайт музыкальных ремиксов на музыку старых-старых игр. Скажем, там есть отдельно выделенные проекты ремиксов музыки к третьему Сонику (тому самому, Майкл Джексоновскому)! Копать — не перекопать, в общем.


Вот, например, замечательная оркестровая аранжировка главной темы из Марио.

Конец приставочной эры

Клонился к закату 1997 год, сеги были уже давно освоены, все коды раскрыты, а игрушки пройдены. Что-то более крутое было пока не доступно. В журналах я, конечно, читал о таинственных приставках Playstation, Sega Saturn и Nintendo 64, но в наших краях они не водились, и посмотреть на них можно было только в журнале.

И тут кто-то из пацанов принес весть, что в неком отдаленном магазине Гена (тот самый, с приставочным уголком в школе) открыл новый игровой зал с неведомыми супер-приставками «Панасоник Три Дэ» и там «ТАКАЯ ГРАФИКА ВАЩЕЕЕ, КАК В КИНО, ВАЩЕЕЕ НЕ ОТЛИЧИТЬ!!!»

Естественно, все это взбудоражило нашу гоповскую общественность, и мы побежали смотреть на невиданную фильмовую графику. Ожидания полностью оправдались:


Я чувствовал некий подвох во всем этом, но подкопаться, действительно, было нельзя — от дешевого фильма с очень дурной игрой актеров это никак не отличишь.

В зал с панасониками я сходил всего один раз — игры не цепляли так же, как Соник или Контра, или хотя бы как Мортал Комбат. Да и игровой зал располагался на безлюдном отшибе возле ипподрома, и здоровые лысые укурки в отцовских кожанах отбирали деньги прямо на входе.

А потом… потом эра приставок и картриджей для меня закончилась — на 13-летие родители подарили мне компьютер. Началась эпоха Дюка Нукема и Blood, Carmageddon и Need for Speed, Dungeon Keeper и MDK, Warcraft 2 и Red Alert, Героев и Fallout. Эпоха бесконечной гонки за мощностями процессоров и видеокарт, перетаскиванием игр на 3,5-дюймовых дискетах, игрой в Квейк по сети…

Эпилог

Какими бы не были крутыми и изощренными современные игры, иногда я запускаю эмулятор старой доброй Денди или Сеги, отключаю мозг от реальности и вновь погружаюсь в ту замечательную атмосферу счастливого приставочного детства.

Когда мы не дыша смотрели широко распахнутыми глазами на восьмибитную графику, с наслаждением слушали хриплую пиликающую музыку, носились с сапописными тетрадками секретов, и обменивались небольшими коробочками c наклейками.

И когда мерцающая плохо нарисованная картинка на выгоревшем экране телевизора казалась нам великим чудом.