В 2014-2015 годах мы в Двух словах (тогда еще PUNK YOU BRANDS) сняли и выпустили в свет фильм «Алтайский край» длительностью 50 минут. Никто ничего подобного в родных пенатах никогда не снимал, и для меня это был один из самых больших проектов вообще, какие я делал. Большой стресс, много бессонных ночей, куча поездок, терабайты видео, сотни чашек кофе — и огромная радость в конце.
Фильм вышел в свет почти 5 лет назад, и я тогда провел всю ночь перед экраном, внимательно читая комментарии про нашу работу в социальных сетях и на новостных сайтах. Их было несколько тысяч.
Фильм мы сняли на бюджетные деньги по госзаказу, цена была что-то вроде 1 млн 300 тыс рублей, и это сразу спровоцировало некоторых персонажей на обвинения в наш адрес в стиле «пособники кровавого режима», многочисленные сравнения с Лени Рифеншталь (про которую они наверняка уверены, что это был мужик) и крики вроде «Спиздили народные деньги, наверное».
Попадались совсем смешные комментарии в стиле «Да я такое за 10 тысяч бы снял». Думаю, в тех комментариях шла речь про трусы.
Обидно, но никого из комментаторов не волновало, что на продакшен фильма мы почти потратили почти 100% бюджета, не оставив ничего себе в гонорар, ибо тогда были слабы в продюсировании и бюджетировании больших проектов, и делали себе в минус, вваливая в качество все доступные деньги, лишь бы было круто. Например, одни лицензии на музыку обошлись в 350 тысяч рублей — тут еще вмешался и курс доллара, ибо фильм оценивался еще при курсе в 30 рублей, а музыка закупалась при 75-ти.
Но меня мало волновали оценки стоимости проекта от разных незнакомых мне людей, которые знают про процесс съемки чуть менее, чем ничего.
Меня больше волновали отзывы про сам фильм. Как получился-то? Нравится ли?
В основном, всем понравилось. Еще бы, в фильме были рафинированная картинка и монтаж, которые мы всей бригадой выдрачивали целый год, дорогущая голливудская музыка (лучшая из возможных вообще!), прекрасный диктор Петр Гланц.
Целью фильма было показать регион с лучшей стороны, чтобы вдохновить его жителей, и хотя бы заинтересовать потенциальных инвесторов (глупо? а как же! реклама вообще — навязывание утопии и приукрашивание, и поступь капитализма, и насаждение ненужных идеалов, вот это вот всё).
Разумеется, нашлись отзывы и крайне возмущенные. Их было мало, но они были громкими.
Примерно такие:
«ПОЧЕМУ НЕ ПОКАЗАЛИ ВСЮ ПРАВДУ?!?! ДЕРЕВНИ РАЗРУШЕННЫЕ, ЗАВОДЫ СТОЯЩИЕ, ЛЮДЕЙ УМИРАЮЩИХ??!? ПОКАЗАЛИ ТОЛЬКО КРАСИВОЕ, А ПРАВДУ НЕ ПОКАЗАЛИ??!»
— писала, захлебываясь справедливым гневом, условная девушка, которая совершенно забыла, что только сегодня утром наложила на свое лицо полведра косметики, засунула в сиськи поролоновые подкладки, надела платье, которое её «не так полнит», облилась дезодорантом с ног до головы и в таком виде поехала на работу, чтобы весь день сплетничать и обсуждать коллег.
«НАДО ПОКАЗАТЬ РАЗВАЛ ЗАВОДОВ, ДОРОГ, ПОКАЗАТЬ НАСТОЯЩУЮ РЕАЛЬНОСТЬ РЕГИОНА!!!111»
— вторил ей неизвестный человек из «Одноклассников», который, может быть, совсем недавно знакомился с родителями свой девушки и почему-то не сказал им что-то вроде «Привет! Я туповатый неуверенный в себе долбоёб без перспектив, с долгами перед тремя банками, без интереса к жизни. Я терпеть не могу детей, а с вашей дочерью встречаюсь, потому что она единственная, кто мне даёт».
«ВАМ НАДО БЫЛО ПРИЙТИ КО МНЕ В ПОДЪЕЗД, ТАМ ОБОССАННЫЕ СТЕНЫ, ТАМ БЫ СНЯЛИ ПРАВДУ ВСЮ!!!!»
— кричал человек, который почему-то не захотел пойти мыть подъезд, собирать жильцов и ставить видеонаблюдение и хорошее освещение, а предпочел излить свое горе в комментарии в интернете.
Тут уместно рассказать вот что.
Летом того же самого 2015-го года мне довелось посетить в Барнауле трехдневный мастер-класс известного российского документалиста из Театра.doc Михаила Юрьевича Угарова (царствие ему небесное).
Честно говоря, до этого я был полностью уверен, что высший пилотаж — это снимать документалку про бомжей, сложную жизнь беременных несовершеннолетных инвалидов, одиноких стариков-отшельников или высокогорных шаманов в экзотичных шубах. Вскрывать, так сказать, всю Правду-матку. А тем, чем занимаемся мы, может заниматься каждый, и это типа низкий жанр.
Так вот, Михаил Юрьевич тогда рассказал, что как раз съемка бомжей — самый легкий и позорный жанр. Все студенты на его курсах хотят, конечно, именно это и снимать. А еще экзотических шаманов в высокогорных шубах. Но им запрещают. Потому что снимать такое — много ума не надо. Говно и экзотичные шаманы — они везде, куда ни плюнь. И в целом реальность — она сосёт, откровенно говоря.
Вместо этого студентам-документалистам выдают задания вроде «снять обычных людей в метро». Найти прекрасное в обычном. Потому что снимать тлен и развалины у подъезда — это легко. Снимать что-то обыденное, привычное, но так, чтобы было интересно и хорошо — куда сложнее.
И тогда я воспрянул духом.
Конечно, нельзя впрямую сравнивать сложное документальное кино, которому учил Михаил Юрьевич, и наш глянцевый продукт. У них слишком разные цели, слишком разный подход, разные ресурсы.
Но я думаю, что перед нами и коллегами в таких проектах стоит все равно очень сложная задача — средствами текста, картинки и музыки сделать так, чтобы в не самом богатом и благополучном регионе страны захотелось жить. Ну, как минимум, захотелось приехать и увидеть всю красоту собственными глазами.
Я считаю, что если хотя бы одному человеку после просмотра фильма не захотелось уезжать из региона, или хотя бы одному инвестор заинтересовался Алтайским краем чуть больше в результате просмотра, то цель фильма была достигнута.
Я вообще вяло и мало интересуюсь политикой, чтение новостей про любые политические события вызывает у меня раздражение. Я не делю мир на черное и белое, и знаю, что хороших и плохих со всех сторон хватает. Я считаю, что придавать всем свои действиям политический окрас так же глупо и однобоко, как и трактовать все свои действия лишь исходя из биологии («Ты завел детей лишь потому, что не поборол свой инстинкт размножения!», «С биологической точки зрения в картоне тоже много клетчатки, ешь его на обед!»)
По этой причине я избегаю вступать в политические споры, на вечеринках у меня дома запрещено говорить о политике (и играть в футбол на приставке, к слову). Непрогрессивно? А как же. Зато не бесит и высвобождает кучу сил для чего-то продуктивного. Потому что что бы ты ни сделал, всегда найдется тот, кто придаст политическое значение твоему действию или бездействию. Делаешь проекты по госзаказу — «пособник кровавого режима», «продался», «твоя хата с краю», «как детям в глаза смотришь». Ляпнул что-то резкое насчет того же самого режима — «лицемер», «как ты можешь», «они же тебе деньги плотют».
Стоит и напомнить, что лучший способ избежать негативных реакций на любые действия — вообще ничего не делать. Да даже если ничего не делать, напорешься на комментарии в стиле «Иди жги машины, чего же ты сидишь?».
А любые расспросы в стиле «что ты будешь делать, если тебя фашисты к стенке поставят» лишены смысла, потому что эстремальную ситуацию мозг может вообразить, но воображать и реально в ней оказываться — это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
?: Сняв фильм на госденьги, вы их спиздили?
!: Нет, на фильм мы потратили почти 100% суммы, все ушло на съемки, многочисленные командировки, закуп видео, лицензирование музыки, запись и перезапись голоса, изготовление компьютерной графики, запись песни для титров и работу команды по монтажу и колорированию. Видеопродакшен — это вам не хрен собачий, это долго и дорого. Тот проект стал для нас убыточен, но мы все равно довольны результатом.
?: Погодите, но в любом случае, прикасаясь к госзаказу, вы воруете государственные деньги!
!: Нет, с чего это? Мы выиграли проект, показав релевантное портфолио и доказав состоятельность фирмы и наличие необходимых профи в штате.
?: Нет, все равно получается, что вы помогли кровавому режиму выставить депрессивный регион в выгодном цвете! За этим стоят Определенные Кровавые Замыслы?
!: Мы не знаем и никак не можем это проверить. Мы сделали продукт по поставленной задаче, которая была очень интересна и в которой не увидели ничего противозаконного. Продукт, которым гордимся.
?: Лучше бы на эти деньги детский садик построили!
!: Это всегда лучше. Но жизнь несправедлива.
?: Пока вы делали свой красивый фильм, где-то наверняка от рук кровавого режима умирали люди, кого-то пытали в полиции, и сотни детей остались без крова.
!: Наверное. Но поделать с этим мы ничего не можем, да и не хотим, у нас есть свои задачи, мы коммерческая компания, и делаем то, что умеем для тех, кто платит. Каждый улучшает мир по-своему, как умеет, а не так, как того хотят безымянные люди из комментариев.
?: Погодите, так вам совсем не интересен политический активизм?
!: Нет.
?: Для вас что, деньги главное? Как насчет улучшать мир бесплатно?
!: Мы улучшаем. Делаем проекты для благотворительных фондов, приютам для бездомных животных, раза четыре делали бесплатную социалку для ГИБДД.
?: Стоп, то есть у вас есть все же какие-то принципы?
!: Конечно! Например, не спорить с дураками. Дурак сначала спустит себя до своего уровня, а потом задавит опытом. Точно вам говорим.