Небольшие факты и замечания про США

Когда я только начинал писать свои заметки про США, я думал, что будет нечто в стиле «В Америке то, в Америке это» — этакий паровозик из замечаний и обобщений. Однако, чем дальше, чем больше видишь и понимаешь, тем сложнее становится — только я набираю полноценный груз обобщений, чтобы отправить его в вольное плавание на корабле под именем «В Америке вот так-то», как сей корабль (неловкий, прямо как это метафора), разбивается об айсберг под названием «В Америке нихрена не везде так, а вот, смотри — еще и так бывает».

Только ты насладился благоустронностью Бостона и похвалил выдающийся подход американцев к обустройству городской среды, как в Бруклине ты идешь где-то в районе мостов и стараешься не наступить на валяющийся мусор или крысу, которые запросто шныряют тут же. Только ты написал, что знаменитые желтые Нью-Йоркские кэбы — такси — и по сей день остаются желтыми, как бац! — едет сразу три зеленых, как недозрелый авокадо, машины. Едва ты расписал, что в США все классно объясняется и разжевывается, как в промзоне тебе встречается дорожный знак с двумя качающимися на качелях человечками, и ты не знаешь, что и думать. Никаких надписей вокруг. Человечки на качелях. Промзона! ЧТО. ОНИ. ТУТ. ЗАБЫЛИ?!

Итак, вот немного из того, что я успел выяснить за почти месяц пребывания в Штатах.

1. На улицах крупных американских городов нет ни бродячих собак, ни кошек. В Нью-Йорке между небоскребами шныряют крысы (и это не тюремный жаргон). В Вашингтоне и Бостоне в парковых зонах живут белки, утки и гуси. Ну и голуби, конечно. И иногда на лавках спят вполне приличные люди.

2. Темнокожие удивительно сплочены. Малознакомые разговаривают друг с другом на улице, громко ржут. В автобусе поддерживают друг друга, помогают инвалидам. Я не видел, чтобы белые делали так же, а вот негры — сколько угодно.

Вот, например, просто улыбчивая пара со смешным ребенком в метро в Кембридже. Разрешили себя сфотографировать, а потом еще попросили сделать фото и на их телефон.

В целом тут в воздухе как будто намного меньше напряжения, чем, например, в Москве. Все улыбчивые и интеллигентные. Могут просто поймать твой взгляд и разулыбаться.

3. В целом темнокожие, особенно пенсионеры, похожи на наших. Согбенные, кое-как одетые. В Вашингтоне я не видел плохо выглядящих белых стариков, белые старики все — сплошь подтянутые и оптимистичные. Зато так себе выглядящих черных очень много.

4. В городских автобусах обязательно есть приспособления для инвалидов: специальная штука, которая помогает колясочнику забраться в автобус и складывающийся ряд кресел, который освобождает пространство, чтобы поместилась коляска с инвалидом.

5. Вообще, городская среду как минимум в Нью-Йорке, Бостоне и Вашингтоне очень дружелюбна для людей с ограниченными возможностями: светофоры пиликают и разговаривают, тротуары размечены специальными выпуклыми метками, в метро могут подвезти специальные лифты, а во многих магазинах есть особые лестницы и прочие присобления, призванные облегчить жизнь инвалидам.

6. Например, в супермаркетах Walmart есть специальные коляски с приделанными к ним тележками. Это для инвалидов. Чтобы садились в них и ездили между полками.

7. Почти нигде, кроме банкоматов, не нужно вводить пин-код карты, все считывается с магнитной ленты. Просто просят подписать кассовый чек. Уверен, что сметливые капиталисты подсчитали, что это экономит милисекунды времени и миллиарды долларов в выручке магазинов.

8. Пиво продается в бутылках 0,3 л (11,2 FL OZ — 11,2 жидких унции). Поллитровые бутылки («Чебурашки») встречаются крайне редко — видел только однажды. На разлив пиво наливается только в стакан 0,3. Либо, если хочешь, нальют половинку от этого объема. Но не больше.

9. В магазинах продают предоплаченные дебетовые карты VISA, MasterCard и других систем. Просто покупаешь, срываешь полиэтиленовую пленку и пользуешься. Есть номиналы от 5 долларов.

10. «Ночь Томпсонов». Ума не приложу, почему я это записал, но видимо как-то автоматически ночью проснулся и записал. Привычка в поездках моментально записывать все, показавшееся ценным. Это я во сне в Нью-Йорке под гул сирен за окном придумал сюжет для романа детективного жанра, про то, как Нью-Йорк за одну ночь наводнили некие Томпсоны. Больше про сюжет неизвестно ничего. Забирайте, кто хочет. Донцова, ты слышишь?

11. Аптеки в США — это одновременно и магазины шаговой доступности, где кроме лекарств продаются еще и продукты и бытовая химия, и пресса. Это поначалу выглядит дико, но если проследить корни этого явления, все встает на свои места. Когда в начале ХХ века возникли крупные производители лекарств, то микстуры перестали готовить прямо в аптеках. В поисках путей выживания аптеки были вынуждены выкручиваться, и начали продавать еду. Ну и потом как-то все и закрутилось. Чем-то похоже на историю с нашей почтой, только у нас никакого конкурента почте не возникло, а она просто сама стала хиреть из-за плохого качества сервиса.

12. Та самая массовая еда, которую можно купить в аптеках и найти в фастфуде, и как во времена Ильфа и Петрова, пресная и невкусная. Этакая дежурная еда. Поставленная на поток смесь белков, жиров и углеводов без вкуса. Вкусно питаться дорого — надо идти в рестораны. Дома в США в больших городах готовить не принято.

13. США переживает бум здорового питания и органичности. Не надо путать со вкусной едой. Это именно здоровое питание и экологически чистая еда. Сельдереевые коктейли. Огуречный мусс. Суп с семенами чиа. Такая еда стоит, конечно, дороже обычной. Куриные яйца, проверенные на предмет экологичности (курам давали жратву с минимальным содержанием химии). Органический чай из ботвы морковки. Всего этого по 5-6 градаций — в зависимости от силы фактора «органичности». Корову доили в перчатках из резины — молоко дороже обычного, неорганического. В перчатках из латекса — уровень органичности повышается. Корову трогали за вымя голыми руками — максимальный уровень органичности, цена выше в пять раз по сравнению с самым плебейским, механистическим молоком без души.

14. В ресторанах и кафе чаевые иногда сразу включены в счет, а иногда нужно написать нужную сумму (принято 15-20%) в отдельном поле на чеке, потом написать общую сумму (сам считай, да) и поставить подпись. Оплата за еду спишется сразу, а вот чаевые — в течение недели. В особо хитрожопых ресторанах чаевые и включены в счет, и есть поле, чтобы дописать еще сверху. Не заметишь — оставишь двойные.

15. Выключатели во всех туалетах расположены изнутри. Никакой злодей не сможет выключить свет, пока вы внутри.

16. В туалетах часто нет бачков: вся вода для смыва стоит в чаше унитаза, из-за чего кажется, что он засорен. При смыве вода просто с грохотом улетает в трубу, увлекая за собой все остальное.

17. Отопление в частных домах сделано не батареями, а вентиляторами. Теплый воздух нагнетается в комнаты через централизованную сеть воздуховодов. Горячий воздух гонится откуда-то из подвала, где стоят мерно гудящие по ночам насосы.

18. Остановки общественного транспорта обозначаются по перекресткам — угол такой-то и такой-то улиц. Легко можно догадаться, в какой это части города, даже если никогда там не был.

19. Почему можно легко догадаться? Потому что в США улицы пронумерованы, и в этом страсть американцев к упорядочиванию и практичности приходится как нельзя кстати туристам с топографическим кретинизмом. Никаких там витиеватых названий бульваров в честь малознакомых людей, все по делу — номера. Авеню двусторонние и длинные. Стриты — односторонние и короткие. Стройная система нарушается только изредка, но это скорее помогает запомнить расположение улиц, выбивающихся из системы. Например, Парк-авеню в Нью-Йорке проходит как раз близко от Центрального парка. Красота.

20. Один из популярных в США напитков практически неизвестен у нас — корневое пиво. Бывает алкогольное и безалкогольное (газировка, по сути). В Википедии сказано, что делается из коры некоего дерева Сассафрас и еще тонны разных ингредиентов. В общем, знаете такую согревающую мазь «Финалгон»? Если добавить ее в Кока-колу, вы сможете составить представление о том, какое на вкус это корневое пиво.

21. Возле Рокфеллеровского центра кто-то повесил табло, цинично напоминающее о размере госдолга США. Думаю, в России надо создать телеканал, который будет круглосуточно транслировать эту картинку. Чтобы в случае чего дорогой россиянин рраз, переключил, увидел, какой у Трампика долг большой, и аж сердце радостью бы зашлось! Оно там давно уже висит. Говорят, началась у них паника, когда долг превысил отметку в 3 млрд. Нынешняя цифра уже так сильно не пугает людей.

22. Прямо посреди Нью-Йорка вопиюще висит плакат с тремя голыми телками. Он, несомненно, пропагандирует похоть, беспорядочные половые связи и отрицает традиционные семейные ценности. Куда, блять, смотрят православные активисты и пассивисты? Где, сука, родительские комитеты? Почему ФАС молчит? Ужас, прохожие идут, смотрят, напитываются похотью. А дети!? А ЕСЛИ ОНИ ВЫРАСТУТ МОРАЛЬНЫМИ УРОДАМИ?!

23. В Нью-Йоркском аэроэкспрессе предусмотрена вот такая тихая тревога. На случай, если на тебя кто-то тихо нападает, можно тихо нажать вот такую полоску, идущую вдоль всего вагона с двух сторон, и, видимо, придёт полиция (непонятно, тихо ли). Удобно, согласитесь.

24. В Нью-Йоркских маршрутках все места — только сидячие. Стоять запрещено федеральным законом — об этом сообщает специальная табличка внутри.
На самом деле, если подумать, это правильно: безопаснее, никто никого не обтирает и ни на кого не падает на остановках. В метро стоять можно, но поезд идет очень плавно, в отличие от автобуса (правда, в городских стоять, как выяснилось, можно). Про метро напишу еще отдельно (спойлер — оно хуже, чем в Москве)

25. Во многих кафе обязательно висит плакат, объясняющий что делать в случае едального задыхания. Дизайн может различаться, но текст примерно одинаковый. Финальный пункт всегда такой: «Если ничего не помогло и человек не дышит, звоните 911». Забота!

26. Есть такая профессия, сынок, — собаченек прогуливать. Этим в Нью-Йорке, в основном, занимаются подростки и бабульки. Набирают 3-5 псин и ведут, например, в Центральный парк. Главное, чтобы песики друг друга не перегрызли и не перетрахали.

27. Реклама сотового оператора Verizon. «Розовый — это всего лишь разбавленный красный» Казалось бы, причем тут розовый? А притом, что это троллинг в сторону одного из конкурентов — немецкого оператора T-mobile, у которого вся реклама и фирменный стиль как раз розовые. Небольшие рекламные войны в разгаре.

28. Мы, как и Ильф и Петров тоже начали знакомство с Нью-Йорком с 42-й улицы. Столица мира, не иначе. Дикий котел из всего со всем. Все мигает даже днем. Типографический ад. Негры раздают буклеты про автобусные туры и уговаривают купить сегодня, а поехать завтра — тогда будет большая скидка. По сравнению со временами «Одноэтажной Америки», наверное, стало почище и пахнет не так.

29. Наверное, в других странах почта и может выглядеть по-другому, но в Нью-Йорке ее легко перепутать с судом или, на худой конец, с мэрией. Размах поражает воображение. В старом фильме «Почтальон» с Кевином Костнером главгерой говорил, что в государстве может не работать что угодно, но если не работает почта, то и государства-то, считай, что нет. Американцы, видно, подошли к этому вопросу с традиционной ответственностью и помпой. На фасаде написано «Ни снег, ни дождь, ни жара, ни ночной мрак не помешают курьерам быстро доставлять почту».

30. Конечно, невозможно было не съездить посмотреть на знаменитый фасад из любимого сериала «Друзья». Дом находится на пересечении Гроув-стрит и Бедфорд-стрит.
В сериале, правда, он использовался только как картинка: окружение и балконы совсем не такие, как иногда так были показаны.
Внизу находится какой-то снобский винный бар. Вокруг — довольно тихий, рафинированный спальный район. Никакой тебе Central Perk.
На стене кто-то подписал, что любит Джо.

31.
— Я не буду улыбаться на фото.
— Почему?
— Потому что эта тема очень грустная.
— Вы протестуете против атомной энергии?
— Да. Мы хотим, чтобы они прекратили строительство станции «Пилигрим». Там такие же технологии, как на Фукусиме были. Это очень опасно для города!
— А вы сами отсюда?
— Нет, я из Франции сама.

Похоже, единственное обобщение, которое имеет право на жизнь — Америка очень разная. Можно стоять и смотреть на одну Америку, а потом повернуть голову и увидеть совсем другую. Даже ходить никуда не надо, только голову поверни. С одной стороны улицы по тротуару идут моднючие хипстеры, явно одевающиеся где-то на Пятой авеню, а с другой — плетутся хасиды в пугающе одинаковых черных плащах до пола и в огромных меховых шапках.

В метро, где столь идеальная навигация (еще и Гельветика!) все табло вдруг показывают разные данные, так что непонятно, в тот поезд ты в итоге сел и куда едешь. Роскошный бутик какого-то известного бренда, а за углом — тесная и грязная закусочная.

Тем более удивительно, как это переплетение контрастов вообще существует и работает. Как это вообще возможно, чтобы столь разное было рядом? Как-то же эти люди договорились, и терпят друг друга, несмотря на все различия! «Невероятный котёл », «страна контрастов» — любая пошлая избитая фраза тут подходит. Не знаю, каково тут на самом деле жить, но со стороны наблюдать уж точно интересно.


Все посты про США
11 сентября 2020