В российской профессиональной дизайнерской среде почему-то прижился высокомерно-безапелляционный тон раздачи советов.
Не знаю, может, это я все время на такие попадаю, но мне часто кажется, что многие авторы (не буду показывать пальцем) просто невероятно выебываются, когда пишут какие-то советы или экспертные мнения на тему. С другой стороны, если автор в чем-то разбирается и в состоянии объяснить свою точку зрения, то почему бы ему не повыебываться? Почему-то же меня так припекает, если кто-то выебывается, направо и налево раздавая советы по подбору цветов, рисованию полуапрошей и обустройству мира?
Думал я, думал-думал-думал, и пришел к двум выводам.
1) Потому, что мне самому (конечно же) хочется повыебываться.
2) Потому, что когда кто-то выёбывается абсолютно без малейшей самоиронии или юмора, это выглядит попросту глупо и стрёмно.
Уверен, высокомерно-безапелляционный тон в дизайнерской среде пошел от Лебедева — как ни крути, он был первым популяризатором дизайна в русскоязычном пространстве. Его «Ководство», хоть и было компиляцией всего написанного до него за рубежом разными авторами, для многих будущих дизайнеров явилось нечто вроде библии. И начинающие авторы, читавшие его в детстве и открывшие затем свои студии и блоги, переняли и его тон.
Раньше я тоже думал, что все дизайнеры должны непременно ездить по свету и делать очень плохие фотографии урн, дорожных знаков и вывесок, снабжая их короткими пассивно-агрессивными комментариями. Ну типа, раз ты дизайнер, то надо подмечать все эти незаметные детальки и вываливать их на обозрение простому недизайнерскому люду. Пусть, мол, подивится челядь. У меня самого даже была пара фотоотчетов из путешествий, которые были построены именно по такой схеме. Глупо ужасно.
Однако, многие при этом не увидели, что за менторским тоном Лебедева была еще и здоровая самоирония, и показной троллинг и все такое прочее, что кажется необязательным на первый взгляд. Или не захотели увидеть. Потому что написать про свой невъебенный успех и экспертность — это, конечно, надо сесть, собраться с силами и написать. Но написать про свой проёб — это надо иметь яйца.
Недавно я наткнулся на довольно популярный Телеграм-канальчик одной там дизайн-студии (простите, но ссылок опять не будет), почитал его и теперь использую как антипример для себя — как НЕ надо вести каналы о собственной экспертности. Ну, по крайней мере, я точно не буду.
Там автор насколько упивается собственной охуенностью, что часто раздает советы в стиле «Чтобы что-то заметить — смотри и узришь!». Или «Верно расставленные приоритеты помогают компании верно расставлять приоритеты». Такое благостное напутствие из уст Мессии. Кажется даже, что автор рано или поздно должен снять со своими советами номер в отеле.
В общем, я понял, в чём беда многих индустриальных экспертов: они слишком серьёзны. Умное лицо — это ещё не признак ума! Все самые идиотские блоги на земле ведутся именно с этим выражением лица. Улыбайтесь,господа. Улыбайтесь! Занудный снобизм, конечно, штука полезная в работе, когда нужно скучно сесть и выловить тонну ошибок в дизайнерском макете или побряцать эрудициями на каком-нибудь сонном мероприятии. Однако этим дело и ограничивается, в основном.
Читатель тут может мне возразить: зачем же я критикую тут коллег? Вёл бы свой бложек так, как считаю нужным, и не костерил почём зря честных людей.
Возражение справедливое. Это и планирую. А критикую потому, что грех не повыёбываться на чужой-то успех.
Умение и желание американцев все объяснять и разжевывать воплотились, например, в жанре знаков и объявлений.
Текст повсюду. Он составляет важную часть коммуникативной среды американцев. Отовсюду на тебя и смотрят важные знаки и не очень, обычные сухие объявления и пронзительные крики души, жалостливые просьбы о помощи и теплые благодарности, вежливые напоминания и настойчивые просьбы, холодные предупреждения и толстые намеки, просто истории из жизни и
занимательные факты. Американцы как будто уже и не надеются, что кто-то и так поймет. И без того общительные, они как будто дополнительно хотят пообщаться через текстовые знаки и объявления. Все объясняется как можно более подробно. Разжевывается и вкладывается в виде вербальной кашицы в подготовленный мозг обывателя.
«На пушки не лазать!» (на старом военном корабле)
«Пожалуйста, слезьте с велосипеда и идите пешком» (в Гарварде)
«Покажи, насколько ты умен. Не показывай свой смартфон» (в метро)
«Велосипеды к ограде не пристегивать, они будут эвакуированы». «Нет, серьезно, велосипеды к ограде НЕ ПРИСТЕГИВАТЬ! ОНИ ПРАВДА БУДУТ ЭВАКУИРОВАНЫ!» (в жилом районе)
«Сотрудники должны вымыть руки перед тем как вернуться к работе!» (в туалете любого заведения общепита)
«Пожалуйста, формируйте очередь вдоль стены! Не надо занимать улицу, это опасно!» (в каком-то популярном ресторане)
«Не слоняться без дела, полиция бдит» (на автовокзале)
В метро развешаны подробнейшие инструкции, что делать в случаях 1) пожара, 2) терроризма, 3) когда кому-то плохо, 4) когда власти эвакуируют всех из поезда.
Дорожные знаки — особая история. В дополнение к правилам дорожного движения, которые и так предписывают пропускать пешеходов при повороте, американцы везде вешают знак, который так и гласит: «Пропускай пешеходов при повороте». В подкрепление стандартному дорожному знаку «Движение по полосам» со стрелками, здесь можно встретить текстовый знак, дополнительно разжевывающий тот факт, что правая полоса предназначена только для поворота направо. Или что с левой полосы поворот запрещен. Так и пишут.
Я прямо представляю себе такой диалог:
— Да кто это будет читать?
— Мы в Америке. Все будут!
Придумалась футболка.
Можно дарить разным нехорошим людям. Нуу, или музыкантам-электронщикам.
На досуге иногда клепаю забавные афиши.
Это — афиша для медианы экономического факультета. Отсюда и доллар.
Плюс таких заказов в том, что меня никто не ограничивает и не правит. Такой уговор с заказчиком)
Йоу, народ!
Тут одни клевые ребята проводят конкурс на лучший дизайн обуви. Я знаю, что некоторым моим читателям это будет интересно!
Призы, кстати, весьма и весьма вкусные ;)
Для всех, кому надоели унылые бабы и абстракции на клубных афишах.
Решил чонить этакое сделать для своих. Они поймут)
Все, кроме надписей, снято одним кадром.
Заметил, что некоторые дизайн-студии и фрилансеры выкладывают в портфолио непринятые или еще не сданные варианты ДО окончания работы над заказом (или вообще в случае разрыва контракта с заказчиком).
Есть как минимум 3 причины этого НЕ ДЕЛАТЬ:
Непринятый заказчиком вариант, как правило, не принят ПО КАКОЙ-ТО ПРИЧИНЕ. Обычно это означает, что вариант не решил проблему заказчика, а значит, дизайнеры/креаторы не проникли в суть задачи до конца. Либо просто некомпетентны.
В забракованном варианте все же могут содержаться гениальные идеи, хорошие фотографии/картинки и другие интересные штуки. И их можно использовать в другом проекте, так как работа все равно была проделана. Если ваша гениальная (по-настоящему!) идея не решила проблему сегодняшнего заказчика, то она решит чью-нибудь проблему завтра.
Целесообразно складывать непринятое в какую-нибудь студийную копилку, которая будет здорово помогать в минуты творческого застоя или ядерной войны.
Если студия или фрилансер каждый день радостно выкладывает на своем сайте картинки, которые ПЕРЕМЕШАНЫ С ПОРТФОЛИО, но при ближайшем рассмотрении оказываются зарубленными заказчиком вариантами… то о чем это говорит? Правильно, создается нехорошее впечатление, что ей просто нечего выкладывать — законченных новых работ нет, вот и показывают что попало.
P. S. Замечу, что забракованные варианты допустимо показывать в рассказе о работе над проектом, НО если на сайте выложена принятая готовая работа. Опять же, не забудьте про ценность идей.
На моей двери вот такой звонок.
Вернее, их два, но чтобы люди не звонили в тот, который на самой двери (он тихий и непонятный), придумалось вот такое дизайнерское решение. Кристина Локен не против.
Всем удачной пятницы ;)